Предпосылки зарождения ноосферного уровня организации географической оболочки
Культура едина, а ее материальная и духовная составляющие взаимодополнительны и не могут развиваться друг без друга. Поэтому время зарождения ноосферного организационного уровня ГО тоже, видимо, приходится на конец палеолита — начало неолита (10— 8 тыс. лет назад). В тот период еще господствовал присваивающий тип хозяйственной деятельности, базирующийся на первобытнообщинной собственности. Природные ресурсы, продукция (добыча), навыки изготовления орудий охоты и знания принадлежали всей общине (племени, социуму). Такая организация общества позволяла Человеку социальному успешнее защищаться от природных катаклизмов, быстрее обмениваться навыками, совершенствуя их вместе с орудиями охоты и войн, расширять свою экологическую нишу. Именно общинный строй как одна из социальных адаптации позволил человечеству совершить неолитическую революцию, а перейдя от присваивающих типов хозяйственной деятельности к производящим (земледелию, скотоводству), преодолеть экологический кризис численности крупных животных и соответственно продовольствия в верхнем палеолите.
Одним из факторов развития экокризиса в конце палеолита была «палеоНТР» в культуре производства и совершенствовании орудий и способов охоты.
Возникшие в тот период первобытное ремесленничество и «школы», как феномен «учитель —ученик», стали важнейшими социальными предпосылками, элементами и механизмами новой, более быстрой, чем биогенно-физиологическая, социально-ноосферной формы эволюции человека, а с ним и ГО. Школы и учительство — необходимая основа для воспроизводства того или иного уровня культуры общественной жизни и развития коллективного разума. Именно они, резко ускорив накопление и передачу информации (знаний, умений) в обществе и соответственно его научно-техническое развитие, определили новое, более быстрое направление эволюции человека и культуры хозяйственной жизни общества. Построив биологизированную модель этого процесса, можно представить, что ученый как ген-мутант часто несет не закрепленную эволюцией информацию, направленную на изменение скорости и направления развития. Учитель передает ученикам преимущественно закрепленную отбором информацию, тем самым еще больше закрепляет ее, стабилизируя направление и скорость развития общества в целом. Палеолитический и последующие кризисы в развитии человечества преодолевались благодаря выделению и совершенствованию культуры как формы социальной адаптации, а именно путем развития коллективных знаний, новых материально-производственных навыков и форм организации хозяйственной деятельности общества, а также свободного обмена знаниями внутри сообщества с помощью феномена учителя и соответственно «школ».
Как результат в плане социального совершенствования, накопления и передачи ноосферной информации (навыков и знаний) человечество начало эволюционировать значительно быстрее окружающих его естественных ландшафтов. Социальное со-вершенствование и развитие коллективного разума постепенно становятся ведущими факторами эволюции человечества и ландшафтной оболочки.
Производящий тип хозяйственной деятельности, особенно земледелие, позволял на ограниченной территории прокормить большее количество членов общины. В свою очередь, увеличение численности людей и развитие традиционных земледельческих и скотоводческих культур вели к большим по масштабам и глубине, ускоренным трансформациям ландшафтов. Это порождало новые экологические кризисы, резко меняющие скорости и направления совместного эволюционного развития природы и общества.
Есть два способа или механизма выживания в меняющейся ОС: изменяясь, приспосабливаться (адаптироваться) к ней либо изменять среду, приспосабливая ее к своим жизненным потребностям. Причем эти изменения в системе «общество — среда» должны идти синхронно. Иначе в соответствии с принципами обратных связей возникают диспропорции и развиваются экологические кризисы. Их преодоление часто сопровождается бифуркациями в развитии, способными вызывать распады и деградации части общественных структур и цивилизаций.
Сравнительный анализ развития двух основных типов древнейших культур и цивилизаций (оседлых земледельческих и кочевого скотоводства) показывает, что общественные образования первого типа развиваются заметно активнее. В земледельческих общинах и централизованных государствах со значительной долей государственной (государевой) и (или) общинной собственности легче концентрировать и тратить больше избыточного общественного продукта на развитие культуры, в том числе науки и образования («школы»). Как следствие, в государствах и обществе с преобладанием такой формы собственности развитие науки, производства и других атрибутов культуры (искусства, политических и религиозных идеологий, права и т.д.) в целом идет быстрее. Соответственно быстрее развивается или прогрессивно эволюционирует и общество. Древние земледельческие цивилизации оставили после себя множество следов высокой культуры и науки. Общинная собственность земли и общественный труд позволили создавать крупные ирригационные системы земледелия и достигать земледельческим странам Древнего Востока наиболее высокого уровня развития культуры. Традиционные скотоводческие цивилизации кочевников древности и более поздних времен оставили после себя преимущественно пустыни и разрушенные земледельческие цивилизации. Дело в том, что культура их жизнедеятельности была ориентирована на малую плотность населения и постоянные миграции в районах с резкими естественными и антропогенными колебаниями в биопродуктивности ландшафтов. Отсюда и осовремененное изречение: «кочевник-скотовод не столько сын, сколько отец пустыни».
Меньшая плотность — это меньшая интенсивность обмена и совершенствование навыков. История человечества, в частности экономики, показывает, что захват и дележ общинной или государственной (государевой) собственности также обычно приводили или сопровождались дезинтеграцией и децентрализацией общества, ослаблением роли общественного труда, упадком культуры, науки, экономики, распадом государственных образований, обострением социальных и экологических проблем и даже гибелью цивилизаций. Разделение на мелкие владения, захват или при-своение общинных, «свободных» и государственных земель придворными служащими (мелкими феодалами, дворянами, чиновниками), крестьянами, как правило, вели либо к запустению сельскохозяйственных угодий, либо к быстрому истощению почв и резкой активизации эрозии.
Мелкие собственники при товарном производстве не в состоянии вкладывать средства в противоэрозионные мероприятия и даже в поддержание плодородия земли. Следствия этого — деградация сельскохозяйственных угодий и ландшафтов, падение производства, участившиеся неурожаи, голодные годы и народы, наконец, разномасштабные социальные революции как способы выхода из кризиса.
Таким образом, антропогенный этап эволюции ГО, характеризующийся ведущей ролью материально-производственной культуры, по преобладающим типам хозяйственной организации общества и его взаимодействиям с природной средой (ландшафтами) распадается на два подэтапа:
1) господства присваивающего типа хозяйствования (палеолит — мезолит);
2) господства производящего типа хозяйствования (его ведущей роли, при сохранении элементов присваивающего хозяйства) и появления KJI.
Однако даже на новом и новейшем этапах эволюции человечества, в зависимости от уровня развития общества, соотношение производящего и присваивающего типов хозяйственной деятельности существенно меняется.
В более развитых странах и обществах господствует производящий тип хозяйственной деятельности (Западная Европа, Япония, США).
В отсталых и деградирующих странах возрастает роль присваивающих видов хозяйственной деятельности (собирательства, охоты, добычи и экспорта сырьевых, невозобновляемых и медленно самовозобновляемых ресурсов). Соответственно меняются и преобладающие типы культурных и других ПАЛ.
Подэтап производящего типа хозяйственной организации общества можно подразделить уже по уровню и характеру развития производительных сил, а также интенсивности трансформации ландшафтов на следующие стадии или эпохи.
Доиндустриальная, мускульной силы, примитивных орудий и механизмов прямого преобразования энергии, ремесленничества и первых мануфактур (10 тыс. лет назад — первая половина XVIII в. н.э.). Это стадия локальных и мелкорегиональных преоб-разований ландшафтов, появления КЛ и зарождение первых ТПХС.
Техносферно-индустриальная стадия развития общества и ландшафтной оболочки, начавшаяся в конце XVIII —первой половине XIX в. и наиболее ярко проявившаяся во второй половине XX в. Она характеризуется целенаправленными все более масштабными, прямыми и побочными, часто негативными, не только локальными, но и региональными изменениями ландшафтов в процессе промышленного производства и других видов хозяйственной деятельности. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
Основные услуги

Обратная связь:

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Form-Joomla

Разработка сайтов.

Продвижение сайтов.

Администрирование сайтов.

Предоставление хостинг услуг. 

 

Последние работы