Mpd-Msk МосПаркДизайн - Ландшафтное проектирование Премиум класса
Природно-антропогенные ландшафты.
ПАЛ — это наиболее общий, широко используемый, безразмерный термин, обычно означающий любые антропогенно трансформированные ландшафты. Одни исследователи в понятие ПАЛ включают только в разной степени антропогенно модифицированные природные комплексы, без хозяйственных элементов. Однако их состояние и структура зависят как от фоновых и внутренних особенностей исходного ландшафта, так и от хозяйственной деятельности человека. Другие исследователи в ПАЛ включают в разной степени измененные прямым или опосредованным антропогенным воздействием природные территориальные комплексы (ландшафты) с искусственными хозяйственными подсистемами, т. е. во втором случае структура ПАЛ состоит из элементов материальной культуры производственного типа (промышленные объекты, сельхозугодья), науки, искусства, культово-идеологических символов, а также в разной степени трансформированных элементов и компонентов природных ландшафтов.
При анализе и классификации ПАЯ подразделяют:
по целевой социально-экономической или производственной ориентации (лесоили сельскохозяйственные, селитебные, рекреационные и т.д.);
степени измененности структуры и состояния природных ландшафтов (сильно, слабо, средне);
. степени или качеству благоприятности либо пригодности для жизнедеятельности (окультуренные благоприятные, деградированные, неблагоприятные и опасные);
характеру использования земель в качестве угодий (естественные, пахотные, разные виды селитебных и промышленных).
Сильно измененные хозяйственной деятельностью ПАЛ часто называют просто антропогенными.
При широкой трактовке понятия культура (любые надстройки и преобразования природы) синонимом ПАЛ становится культурный ландшафт.
Культурные ландшафты. Культура (лат. cultura — «обрабатывание», «возделывание», «культивирование») — целенаправленное изменение чего-либо для получения определенных жизненных материальных или духовных благ. В расширенном философском понимании это любые надстройки природы, связанные с человеческой деятельностью. «Культура — это вторая, очеловеченная природа». Культура как весьма сложное многоаспектное явление и понятие может иметь множество определений. С естественно-научных позиций культура — это совокупность способов и форм социальной адаптации человека в ОС, приемы, технологии и правила целенаправленной материально-производственной и духовной жизнедеятельности человека, ориентированные на оптимизацию его взаимоотношений с ОС. 
Культура — это образ жизни и плоды труда конкретного общества. С естественно-научных позиций функции культуры в развитии общества заключаются в лучшей его адаптации к ОС и формировании KJI. Их можно свести к таким ее составляющим: социологизирующая, научно-познавательная и практически-преобразовательная (материально-производственная). 
 
Определение основных понятий (природноантропогенные, культурные и другие ландшафты)
Рассмотрим некоторые терминологические и смысловые аспекты понятия «ландшафт» в связи с изменениями их человеческой < деятельностью.
В советском — российском ландшафтоведении понятие «ландшафт» ассоциируется преимущественно с природным территориальным комплексом любого либо строго определенного ранга. Л.С.Берг рассматривал людей с их культурой и плодами труда как составные части ландшафтов. Однако ведущую роль в них он все же отдавал природной составляющей ландшафтов.
В современной западной географии и ландшафтной экологии ландшафт часто понимается как некая территориальная экосистема километровой размерности. Она включает в себя морфологически хорошо выраженные на местности природные и хозяйственные элементы (формы рельефа, поля, лесные массивы и острова, водоемы, лесополосы, строения, дороги, заводы, поселения, карьеры и т.д.), определяющие пейзажное (внешнее, визуально ограниченное) своеобразие территории.
Понятия природно-антропогенный, культурный, антропогенный ландшафт многие российские ученые рассматривают как синонимы измененных хозяйственной деятельностью ландшафтов. Однако, желая подчеркнуть особую или ведущую роль направленной человеческой деятельности в природе, некоторые ученые называют их просто антропогенными ландшафтами (Ф.Н.Мильков и др.). В.П.Алексеев (1984), подчеркивая тесную взаимосвязь в них природной и антропогенной составляющих, называет их антропогеоценозами. И.М.Забелин (1978) выделяет два типа антро-погенных ландшафтов: культурный и природно-антропогенный. Культурный ландшафт формируется под влиянием постоянных направленных антропогенных воздействий на ландшафты, связанных с удовлетворением конкретных потребностей человека. Природно-антропогенный ландшафт (по И.М.Забелину) возникает в процессе хозяйственной деятельности, но затем развивается стихийно, сам по себе. Все чаще в ландшафтно-геоэкологических классификациях природные (естественные) и природно-антропогенные ландшафты относятся к геоэкосистемам одного масштаба и иерархического ранга. Природные и антропогенные факторы оцениваются как равнозначные для формирования и функционирования ПАЛ все более высоких рангов.В географической и геоэкологической литературе можно встретить разные названия антропогенно трансформированных ландшафтов (сельскохозяйственные или агроландшафты, селитебные, промышленные, рекреационные и др.). Обычно их называют природно-антропогенными, антропогенными, культурными или природно-хозяйственными ландшафтами. Известный географ Н. В. Морозов называл антропогенно измененные ландшафты «очеловеченная природа». Иногда по поводу этой терминологии возникают бессмысленные (как о вере) дискуссии. Дело в том, что ученый, используя тот или иной термин, подчеркивает или особо выделяет какой-то один, более близкий или нужный ему аспект анализируемого сложного природно-социохозяйственного явления. Поэтому все они имеют равное право на использование в науке, а их запрет «авторитетом» или «должностью» — явление антинаучное. Просто следует иногда дополнительно оговаривать рассматриваемый аспект явления. В большинстве же случаев в публикациях и выступлениях он и так ясен.
Любое явление можно рассматривать с общих позиций либо с разных, более узких его ракурсов. Соответственно один и тот же термин, означающий какое-либо явление, может определяться по-разному. Рассмотрим это применительно к определениям ПАЛ и культурных ландшафтов.

 
Концептуально-методологические основы учения о природно-антропогенных ландшафтах.
В настоящее время теория учения об антропогенезации ландшафтов как строгая система обобщенных знаний, представлений, законов и закономерностей организации, развития и эволюции природно-антропогенных ландшафтов находится еще в стадии становления. Имеется ряд близких эволюционно-феноменологических концептуальных моделей этого процесса.
Концептуально-методологические установки, определяющие совокупность принципов и методических подходов к исследованию антропогенеза ландшафтной оболочки, базируются в настоящее время преимущественно на современных геоэкосистемных и эволюционно-синергетических трактовках представлений и парадигм. Их содержание включает в себя органическое соединение принципов современного универсального эволюционизма и самоорганизации при анализе процессов и явлений антропогенеза ГО. 
При этом одним из общих важных принципов ускорения прогрессивного эволюционного развития природных, социальных и технических систем является выделение все новых надсистемных уровней их организации. Такие надсистемы формируются из различных элементов самой системы, а порой и элементов внешней среды. Например, атомы — молекулы — вещества — организм — сообщества—экосистемы—геоэкосистемы или ландшафты — ТПХС. Новые надсистемы отличаются от прежних ведущими факторами, направлениями и повышенными скоростями эволюционного развития. 
 
История формирования представлений об антропогенезации ландшафтов
Проблемы взаимоотношений природы и человека древние, как само человечество. Однако масштабы и формы их проявления на разных исторических этапах развития человеческого общества заметно различаются. Тем не менее социально-экологические корни этих проблем и при первобытно-общинном, и при феодальном, и при капиталистическом, и даже при социалистическом строях близки между собой. Их суть в преимущественно примитивно-потребительском, присваивающем отношении к природным ресурсам, сохранившемся с первобытных и даже биологических времен.
Представления же о том, что человечество в процессе исторического развития изменяет природу Земли в соответствии с особенностями своей хозяйственной деятельности, т. е. в той или иной степени антропогенезирует ее, появились уже давно и в науке.
Еще в Гомеровский период упадка древнегреческой цивилизации, натурализации хозяйства, возврата к родовым общинам и зарождения батрачества (фетов) в конце I—начале II тысячелетия до н.э. отмечалась деградация хозяйственных ландшафтов. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон писал уже о серьезных изменениях в облике и плодородии ландшафтов древней Эллады из-за сведения лесов, распашки земель и интенсивного выпаса скота на склонах гор. В результате здесь на смену горно-лесным субтропическим ландшафтам пришли разреженные, низкорослые, ксерофито-кустарниковые заросли типа шибляка, маквис, гариги, фриганы и иссушенные, бесплодные, скалистые горы с каменистыми склонами, лишенными глинистой коры выветривания и фрагментарным почвенно-растительным покровом. Основными деструктивными факторами этого стали преднамеренные и случайные лесные пожары, неумеренная хозяйственная деятельность и спровоцированная ими ускоренная эрозия.
Современный французский эколог Ж.Дорст (1968), учитывая специфику питания коз, так образно характеризовал их роковую роль в деградации лесных средиземноморских ландшафтов древности: «После козы не остается ничего; когда она погибает от голода, человек погибает вместе с ней». Исследования средиземноморских и субсредиземноморских горнолесных ландшафтов Югославии (ныне Сербии, Черногории и др.) показали, что и в настоящее время ведущую роль в их деградации продолжают играть лесные пожары.
В середине XVIII в. общий вывод о том, что человек является мощным фактором, изменяющим облик Земли, сделал французский натуралист Жорж де Бюффон. В работе «Естественная история» он характеризовал человека как существо, способное трансформировать природу с пользой для себя, подчиняя ее своим интересам.
 
Динамика катастроф или революций.
Из-за метахронности развития и эволюции не все компоненты и элементы полностью устойчивы и соответствуют современным гидротермическим и другим условиям среды, а это опасно при хозяйственном использовании территорий.
Итак, основными объектами и предметами ландшафтных исследований в учении о природных ландшафтах являются: 
1) природные территориальные комплексы, или ландшафтные геосистемы разных рангов и типов:  
ландшафты, их морфоструктурные элементы (единицы) как морфоструктурно-генетические ландшафтные единства, характеризующиеся относительной однородностью (ландшафты, физико-географические или ландшафтные районы, зоны и др.);
парагенетические, структурно-динамические интеграционные геосистемы — ландшафтные катены, бассейновые геосистемы, ландшафтно-географические поля, экотоны;
2) разные виды динамики ландшафтных комплексов и их устойчивость.
В настоящее время при исследовании природных ландшафтов все активнее используются современное дистанционное и электронное оборудование, опробоваются существующие идеальные физико-математические модели, формулы и методы для объяснения или выявления закономерностей организации ландшафтов. Это важное направление развития учения о ландшафте позволяет глубже понять его природу, обогащает и включает ландшафтоведение в общую методологию науки, совершенствует его методическую базу.
Фундаментальное понятие «ландшафт» и ландшафтные модели организации вещества и энергии в ГО все чаще используются в других областях знаний для анализа их объектов исследований (политический, лингвистический, экономический и другие ландшафты). Ландшафт — это одна из форм существования вещества в ГО.
Учитывая историческую и современную неразрывность природы и человека, резко возросшие численность людей и техническую мощь общественного производства, а также масштабы негативных изменений в природе, в частности обострившийся де-фицит многих природных ресурсов, все более актуальным становится изучение разных вариантов природно-антропогенных ландшафтов и их динамики. Учения о природно-антропогенных и культурных ландшафтах в настоящее время находятся в стадии активной разработки и формирования. Это диктуется как естественными, так и социально-экономическими предпосылками. Разработка и внедрение этих направлений науки существенно продвинет развитие теоретических и практических основ концепции ноосферной эволюции географической оболочки.

 
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > Последняя >>

Страница 5 из 6
Основные услуги

Обратная связь:

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Form-Joomla

Разработка сайтов.

Продвижение сайтов.

Администрирование сайтов.

Предоставление хостинг услуг. 

 

Последние работы